Arne Jacobsen — дизайнер скандинавского происхождения, создававший грандиозные архитектурные сооружения, мебель, в том числе — оригинальные кресла и стулья, а также предметы обихода и кухонную утварь, являющийся основоположником «датского функционализма» — стиля, при котором формы и очертания предметов подчинены эргономике тела.
Родился Арне Якобсен 11.02.1902 в столице Дании. Родители его были евреями — семья принадлежала к классу мелкой буржуазии, а потому желали сыну профессии, которая была бы всегда востребована, и юноша обучился на каменщика, хотя с раннего детства был склонен к рисованию.
По окончании учебы Арне работал в Германии на строительстве самых разных объектов, и опыт первых лет пробудил в молодом человеке с творческими наклонностями стремление использовать кирпич более интересно. Знание технологий кладки пригодилось ему в создании его будущих новаторских архитектурных проектов.
Жизнь Якобсена кардинально изменилась после того, как он волею случая познакомился с творчеством французского архитектора швейцарского происхождения, пионера модернизма и функционализма в архитектуре — Ле Корбюзье. Сумев получить грант, в 1924 году он поступает в Датскую королевскую академию изящных искусств на архитектурный факультет — специализация «промышленный дизайн», параллельно — уже с 1-го курса обучения — работая в этой области, в итоге чего в 1925 году становится обладателем второго места за оформление стула-кресла из ротанга Paris Chair в конкурсе, устроенном на Международной выставке декоративного искусства (Exposition Internationale des Arts Decoratifs) в Париже. По окончании Академии Арне отправляется путешествовать по Германии, где огромное впечатление на него производят работы немецких архитекторов Людвига Мис ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса — ведущих представителей «интернационального стиля».
Кресло из ротанга Paris Chair, 1925.
В 1927 году Якобсен устраивается на работу в проектное бюро, принадлежащее Полу Холсо, а в 1930-м основывает собственную студию, основное направление деятельности которой — архитектурный дизайн. Партнером по первому крупному проекту Арне стал его земляк Флемминг Лассен — они занялись разработкой круглого дома-павильона, который заказал студии Копенгагенский форум. Именно за это сооружение из бетона и стекла компаньонов стали называть творцами нового поколения, для этого здания Арне спроектировал еще и мебель с каркасами из металлических трубок.
Во время Второй мировой войны Якобсену свою профессию пришлось временно оставить — на евреев начались гонения, и архитектор, как и многие его соотечественники, был вынужден в срочном порядке уехать из страны. Все военные годы он проработал в Швеции в качестве дизайнера по тканям. Когда война окончилась, он вернулся в Данию и вновь занялся архитектурой, а истинный успех пришел к нему уже в 50-е годы.
Ушел из жизни Арне Якобсен 24.03.1971 у себя на родине, не успев завершить проект по возведению здания Национального банка Дании — довести дело до конца пришлось ученикам маэстро.
Национальный банк Дании.
Датский функционализм — особенности стиля
Это сочетание минимализма и натуральности — гармония точности линий с естественностью материалов, а также — продуманность самых мелких деталей, что в целом делает весь образ сооружения лаконичным. Базовыми элементами данного стиля специалисты называют функционализм, перфекционизм и ар-деко.
Светильник AJ Table, 1960, Louis Poulsen.
Примечательно, что в большинстве своих проектов Арне Якобсен работал не только над базовой концепцией зданий, но и уделял внимание деталям их внутреннего убранства — мебели, светильникам и т.д. Так, проектируя копенгагенский Radisson SAS Royal Hotel, архитектор разработал все — до дизайна дверных ручек, столовых приборов и текстиля, из которого должно было быть пошито постельное белье.
SAS Royal Hotel.
Интерьеры этого отеля можно считать верхом функциональности наряду с удивительной пропорциональностью. Кроме того, занимался он еще и ландшафтным дизайном прилегающих к его постройкам территорий.
Холл отеля SAS Royal Hotel.
Сегодня только одно помещение отеля, номер 606, остался именно таким, каким его спроектировал Арне Якобсен.
Интерьер номера 606 в отеле Radisson Blu Royal Hotel.
Функциональные и эргономичные предметы обстановки, созданные Якобсеном
В 1958 году для Radisson SAS Royal Hotel мастером были разработаны кресла уникального дизайна — Swan и Egg, впоследствии они начали выпускаться серийно Фрицем Хансеном (датская компания Fritz Hansen — фабрика, изначально получившая первый заказ на их изготовление), и ныне успешно продаются тысячами экземпляров в месяц — благодаря удачной эргономике и отделочным материалам. Для того периода, в который эти кресла создавались, конструкция их была новаторской — на изготовление каркаса шел литой пластик, армированный стекловолокном, наполнитель — мебельная пена, обивка — текстильная либо из натуральной кожи, плотно натянутая, крепящаяся особым швом. Разумеется, модели эволюционировали, но касаются изменения лишь материалов каркаса и обивки, сама же идея остается прежней — силуэты лебедя и яичной скорлупы.
Кресла Egg и Swan, 1958, Fritz Hansen в интерьере.
По всей Европе популярны стулья Якобсена — в особенности, Ant («Муравей») — базовая «Модель 3100» и усовершенствованная «Модель 3107» (впоследствии переименованная просто в «Серия 7»), необычные на вид, легкие, изящные, удобные тем, что их можно штабелировать. Идея принадлежала супружеской чете — дизайнерам-модернистам Рэй и Чарльзу Имз. Первую версию модели создали в 1951 году, а в серийное производство поставили в 1952-м — новшество заключалось в том, что спинка и сиденье представляли собой единый лист прессованной и формованной фанеры.
Стулья Ant, 1952 в интерьере.
Стулья Ant Series 7, 1955, Fritz Hansen.
В числе востребованных и сегодня предметов обстановки — осветительные приборы оригинального дизайна, разработанные в свое время Арне все для того же копенгагенского Royal Hotel.
Якобсен неизменно, в первую очередь, придавал значение функциональности предметов. «Визитная карточка» его в плане дизайна разнообразных «мелочей» — созданная в 1967 году серия столовой посуды Cylinda Line, для которой характерны крайняя простота и удобство форм, нейтральность цветовых решений.
Столовая посуда Cylinda, 1967, Stelton.
Набор AJ Cutlery состоял из пяти предметов: двух вилок ? обеденной и закусочной, ножа и двух ложек ? десертной и чайной. Главной особенностью приборов была их необычная форма: вытянутые очертания, скруглённые линии, укороченные зубцы у вилок.
Столовые приборы AJ Cutlery.
А внешний вид изделий из этой линейки, изготовленных из блестящей нержавеющей стали, показался очень уместным создателям художественной фантастической кинокартины «2001: Космическая Одиссея» (1968) в декорациях — для съемок было отобрано пять предметов. Снимались его «детища» и в «Людях в черном 3», и еще во многих других — как популярных, так и менее известных — картинах.
Кадр из научно-фантастического фильма Стэнли Кубрика (1968)
«Космическая одиссея 2001 года».
Арне стал даже создателем собственного шрифта, когда проектировал городскую ратушу для второго по величине датского города Орхус, в ней размещается мэрия. После он стал использовать этот шрифт в дизайне постельных принадлежностей.
Элементы скандинавского дизайна Якобсена в продукции IKEA
Напрямую с ИКЕА архитектор не сотрудничал никогда, однако идеями его эта компания воспользовалась — это их «фирменные» трубчатые металлические каркасы и прессованная фанера, эргономика форм и нейтральные цвета.
Важнейшим фактором в архитектуре Арне Якобсен считал идеальные пропорции, отмечая, что именно они сделали греческие храмы столь прекрасными, и что людям доставляет наслаждение видеть их как в постройках эпохи Возрождения, так и в появившихся позднее — в стиле барокко.
Датскому архитектору был вручен ряд международных дипломов, труд его отмечен несколькими медалями. Новаторские разработки Якобсена немало поспособствовали изменению представления об уюте и комфорте, и сегодня являются столпами — базой многого того, что возводится, проектируется и оформляется в скандинавском стиле.
Знаменитые дизайнеры и архитекторы
Промышленный дизайнер
Финский дизайнер
Дизайнер и писатель
Шведское архитектурное партнерство Claesson Koivisto Rune