Каталог 3D моделей для дизайнеров и архитекторов
bakaleya

Чем торговали бакалейщики?

Расскажем о развитии торговли сухими сыпучими продуктами, такими как крупы, мука, сахар и специи. В статье рассматривается эволюция бакалейных лавок от мелочных торговых точек до современных супермаркетов, а также влияние новых технологий и ассортимента товаров на эту отрасль.

Бакалея — общее обозначение для сухих пищевых продуктов. Ещё в прошлом веке ассортимент бакалейного отдела или магазина был небольшой, там продавали и мелкие непродовольственные товары. Сегодня у оптовиков сотни наименований, например, agrosfood.ru/katalog.

От мелочной лавки к бакалейному магазину

У слова «бакалея» восточные корни. «Бакал» по-турецки — мелочной торговец. В царской России торговое заведение бакалейщика чаще называлась «мелочной лавкой».

Стационарная торговля бакалеей сформировалась к XVII веку. В Санкт-Петербурге по указанию ПетраI в домах, выходивших на главные улицы, предписывалось открывать продуктовые лавки на первых этажах. В Москве были старинные торговые ряды, там к крупам и муке в развес добавились сахар, чай и другие заграничные продукты.

От мелочной лавки к бакалейному магазину

В европейских странах бакалеи часто имели вывеску «колониальные товары», потому что на прилавках были тропические фрукты, кофе, пряности.

Отличие бакалейных товаров — для них не нужны особые условия хранения. В мелочных лавках русских уездных городов торговали крупами, сахаром и чаем, солью, изюмом, вяленой рыбой, маслом для лампад. Позже добавились мыло, табак, спички, леденцы. Всё это закупалось на ярмарках, хранилось на складе при магазине и продавалось в розницу на развес.

С бакалейной торговли начинали многие русские купеческие династии. Елисеевы, владельцы легендарной сети магазинов, объединили под одной крышей продажу всех видов бакалеи, экзотических вин и фруктов, и гастрономические отделы с окороками, колбасами, сырами, свежей рыбой и икрой.

В СССР на бакалейные товары действовали строгие ГОСТы. В Министерстве торговли существовало хозрасчётное подразделение Главбакалея с собственной сетью оптовых баз. Кроме продуктов питания, Главбакалея обеспечивала продажу мыла, свечей, спичек, табака и папирос.

Для отделов бакалеи в магазинах были установлены стандартные размеры прилавков и витрин. Образцы всех продуктов выставлялись в стеклянных цилиндрах с крышками и ценниками. В столицах крупы взвешивали в бумажные пакеты, по всей стране — в кульки из обёрточной бумаги, а в сельпо — и из газеты.

Бакалея в супермаркете

По традиционной классификации, к бакалейным товарам относят сухие сыпучие продукты:

  • крупы
  • муку
  • макаронные изделия
  • сахар
  • приправы
  • сухофрукты и орехи

А так же консервы, растительное масло, уксус. У всех этих продуктов длительные сроки хранения. Их держат на складах без специального оборудования (холодильников, морозильных камер).

Бакалея в супермаркете

В прошлом веке в перечень бакалеи вошли новые товары: растворимый кофе, сухие завтраки, бульонные кубики, сухие концентраты для приготовления супов, порошки для выпечки.

В постоянно расширяющемся списке есть свои подкатегории:

  1. Сладкая бакалея — кондитерские изделия с долгим сроком хранения (конфеты, сухое печенье, джемы).
  2. Соусы (в герметичной стеклянной и пластиковой таре).
  3. Специи и пряности (включая разные виды соли и соду).

Появление супермаркетов самообслуживания совершило революцию в торговле продуктами питания. На смену весам и совку для круп пришли фасованные товары в пакетах и коробках.

Изобилие диктует свои правила выкладки товаров. Продукты длительного хранения могут лежать прямо в торговом зале на полетах. На полках их проще группировать по названиям (сухие завтраки, растительное масло, макаронные изделия). Названия пишут на указателях в торговом зале вместо слова «бакалея». Так покупателю проще ориентироваться.

Спрос на бакалею (крупы, макароны) растёт в периоды кризисов — их закупают впрок. Лидерами в этой товарной группе стали продукты быстрого приготовления — сублимированная лапша и супы, растворимый кофе, пакетированный чай.

Вверх